TEMPUS Projekt
158739-TEMPUS-2009-DE-JPHES – „WeNeT”
„E-Learning-Weiterbildungsnetzwerk im Tourismus (Belarus, Georgien und Ukraine)”
„Сеть электронного дистанционного обучения для повышения квалификации в сфере туризма (Беларусь, Грузия и Украина)”
Киевский университет туризма, экономики и права
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НА ПЛАТФОРМЕ „MOODLE”
Киев – 2010
Скопень Н.М. Методические рекомендации по разработке дистанционных курсов повышения квалификации на платформе „MOODLE” /Под общ. ред. А.П. Буди. – К.: КУТЭП, 2010. – 45 с.
В методических рекомендациях рассматриваются особенности разработки дистанционных курсов повышения квалификации с использованием текстового процессора Word для последующей их установки в среде информационной системы дистанционного обучения „Moodle”.
Особое внимание уделено качественной подготовке теоретической части курса, а также различных типов заданий для тестирования слушателей.
Пособие рассчитано на профессорско-преподавательский состав, методистов кафедр и факультетов, которые занимаются разработкой дистанционных курсов с целью их внедрения в различные формы обучения и повышения квалификации специалистов сферы туризма.
Рассмотрено и одобрено Ученым советом Киевского университета туризма, экономики и права: протокол № 2 от 24 ноября 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ ………………………………………………… |
4 |
||
1. |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА …………………………... |
7 |
|
2. |
РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ……... |
10 |
|
|
2.1 |
Общие рекомендации к подготовке текстовых материалов, графики и видеоматериалов ………………….. |
10 |
|
2.2 |
Рекомендации к подготовке теоретической части ….. |
11 |
3. |
РАЗРАБОТКА ТЕСТА ………………………………. |
13 |
|
|
3.1. |
Общая характеристика использования тестовых технологий.............................................................................. |
13 |
|
3.2. |
Разработка задания на множественный выбор ………. |
16 |
|
3.3. |
Разработка задания на соответствие ………………….. |
18 |
|
3.4. |
Разработка задания на вычисление …………………… |
20 |
|
3.5. |
Разработка задания написать эссе …………………….. |
22 |
|
3.6. |
Разработка задания на короткий ответ ……………….. |
23 |
|
3.7. |
Разработка задания на числовой ответ ……………….. |
24 |
|
3.8. |
Разработка задания на вложенные ответы …………… |
25 |
|
3.9. |
Разработка задания на альтернативный вопрос „Верно или неверно” ………………………………………... |
30 |
|
3.10. |
Разработка задания „Случайный вопрос на соответствие” ……………………………………………………… |
31 |
|
4. |
РАЗРАБОТКА ИТОГОВОГО ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ …......................................................................... |
35 |
|
4.1. |
Общие рекомендации к подготовке итогового задания ………………………………………………………. |
35 |
|
4.2. |
Задание с ответом в виде файла ………………………. |
36 |
|
4.3. |
Задание с ответом в виде нескольких файлов ……….. |
37 |
|
4.4. |
Задание с ответом в виде текста ………………………. |
37 |
|
4.5. |
Задание с ответом вне сайта …………………………... |
38 |
|
5. |
РАЗРАБОТКА ГЛОССАРИЯ ………………………. |
39 |
|
6. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЖИМА „ФОРУМ” ………………………………… |
42 |
|
7. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЖИМА „ЧАТ” ……………………………………... |
44 |
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………. |
45 |
ВСТУПЛЕНИЕ
В настоящее время экономические, политические, социальные и информационно-технологические изменения, которые быстрыми темпами происходят в Украине (в т.ч. запланированное проведение в Украине 2012 года финального турнира чемпионата Европы УЕФА по футболу) предопределяют решение такого важного вопроса, как организация дистанционного повышении квалификации специалистов сферы туризма. При этом приобретает особенную актуальность вопрос обеспечения качественной подготовки и переподготовки кадров туризма, гостиничного хозяйства и ресторанного бизнеса, экскурсоводов, гидов-переводчиков в городах и основных туристических центрах по направлениям движения гостей „Евро-2012”, а также работников сельского туризма (краеведов, менеджеров минигостиниц, организаторов досуга и тому подобное) с использованием минимальных средств.
Применение дистанционных образовательных технологий не является антагонистическим по отношению к традиционным формам учебы и повышения квалификации, а интегрируется с ними. Кроме этого, дополняет и развивает их, способствует созданию мобильной учебной среды через Интернет, обеспечивает постоянный контакт и интенсивный обмен информацией между слушателем и преподавателем, позволяет слушателю самостоятельно планировать занятие, не отрываясь от работы.
Именно организация дистанционного повышения квалификации специалистов сферы туризма в Украине отвечает требованиям времени, обеспечивает такие принципы открытого образования, как: непрерывность, гибкость, самостоятельность, индивидуальность. И что главное: его внедрение является составляющей Болонского процесса, интеграции Украины в Европейское содружество.
Основой учебного процесса при повышении квалификации является применение современного программного комплекса, то есть информационной системы дистанционного обучения (ИСДО).
Сравнивая такие отечественные системы, как: „Университет" (Киевского национального технического университета), „Академик” (Львовского банковского института), „Прометей” (Киевского национального транспортного университета), а также зарубежные (Learning Space и WebCT) Киевский университет туризма, экономики и права (КУТЕП) отдает предпочтение австралийской системе „Moodle”, которая на данное время достаточно широко распространена в мире.
ИСДО „Moodle” (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - свободно-распространяемая система управления обучением. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и слушателями, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки дневной и заочной форм обучения.
Лидером и идеологом данной системы является Martin Dougiamas из Австралии. Проект является открытым и в нем участвует множество других разработчиков.
Организация дистанционного повышения квалификации с использованием ИСДО „Moodle” дает ряд преимуществ, а именно:
- доступ слушателей к электронным ресурсам через локальную сеть КУТЕП и через Интернет;
- гибкий график организации учебного процесса во времени;
- независимость от местонахождения преподавателя и слушателя;
- индивидуализацию учебы;
- автоматизировать сдачу и приём тестов, заданий, рефератов, выпускных работ и т.п.;
- наглядность учебного материала благодаря средствам ИСДО;
- возможность установки без ограничения дополнительных дистанционных курсов повышения квалификации.
- создать удобную систему генерирования отчётов о прохождении слушателями курсов и сдаче тестов.
ИСДО „Moodle" размещена на отдельный Web-сервер. Практически система дистанционного обучения встроена в локальную корпоративную сеть (Интранет) КУТЕП, которая обеспечивает доступ к ИСДО как внутренний, так и внешний.
Внутренний доступ может быть как с использованием Proxy - сервера университета, так и без него (в зависимости от настройки браузера). Доступ осуществляется из административных подразделений (например, факультетов, кафедр), а также из компьютерных классов (когда преподавателем проводится тестирование при итоговом модульном контроле слушателей, а также очная их идентификация при сдаче тестов-зачетов или тестов-экзаменов).
Внешний доступ к ИСДО „Moodle" осуществляется при повышении квалификации и в основном предназначен для слушателей, хотя и преподаватели (разработчики курсов и тьюторы) могут обращаться к системе через глобальную сеть Интернет.
Одним из основных вопросов организации дистанционного повышения квалификации является разработка преподавателями КУТЕП дистанционных курсов. Именно этот вопрос и рассматривается в данных методических рекомендациях с учетом особенностей платформы „Moodle".
Автором методических рекомендаций является Скопень Николай Максимович, к.е.н., профессор кафедры математики и информационных технологий Киевского университета туризма, экономики и права.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА
В состав дистанционного курса должны входить следующие части:
1. О курсе.
2. Содержательные модули курса;
3. Итоговое задание по курсу;
4. Итоговый тест по курсу;
5. Глоссарий.
Рекомендуемая структура дистанционного курса представлена на рис. 1.1.
Часть „О курсе” должна включать краткую аннотацию (проблематику курса и на кого курс рассчитан), а также тематический план курса, примерная структура которого представлена в табл. 1.1.
Аннотация должна дать слушателю представление о содержании курса, мотивировать его на изучение курса. Это интегральная (обобщающая) характеристика курса. Аннотация должна быть максимально краткой.
Тематический план должен быть четко структурирован и вносить полную ясность слушателю в части его временных затрат на изучение модулей курса.
Часть „Содержательные модули курса” включает теоретическую часть, которая разбита на модули (разделы). Каждый модуль может включать в себя раскрытые темы теоретической части, а также элементы деятельности по модулю.
Таблица 1.1
Тематический план по дистанционному курсу
Название содержательного модуля |
Количество учебных часов |
||||
Объем часов за модульным учебным планом |
В том числе: |
||||
Контрольные, практические работы (задания) |
Индивидуальная работа |
Самостоятельная работа |
Форма контроля (тест, выпускная работа) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть „Итоговое задание по курсу” включает методические указания и тематику (выпускных и контрольных работ, заданий и т.п.).
Часть „Итоговый тест по курсу” включает комплексный тест по всем модулям курса с раскрытием вопросов и ответов.
Часть „Глоссарий” раскрывает суть упорядоченного перечня понятий, которые используются в дистанционном курсе.
Все части курса должны быть подготовлены в виде отдельных файлов в среде текстового процессора Word через междустрочный интервал равный 1,5. Избранный шрифт: Times New Roman, 14. Первую строку каждого абзаца начинать с отступлением не менее как 1,25 см от границы левого поля. Требования к ширине полей следующие: левое - 2,5 см.; правое - 1,5 см.; нижнее - 2 см.; верхнее - 2 см. Эти требования действительны для формата А4.
Каждый файл (часть курса) должны иметь краткое и однозначное название латинскими буквами, а при необходимости и цифрами. Примеры задания имен файлам представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Примеры задания имен файлам
Часть и элементы дистанционного курса |
Имя файла |
Примечание |
1. О курсе: |
|
|
- аннотация курса |
Prokurs |
|
- тематический план |
Templan |
|
2. Содержательные модули курса: |
|
|
Модуль 1 - Тема 1.1. |
Tema11 |
Название модуля |
- Тема 1.2. и т.д. |
Tema12 |
|
- Вопросы для проверки знаний 1 |
Vopros1 |
|
- Тест 1 |
Test1 |
|
- Задание (контрольная работа) 1 |
Zadan1 |
|
- Список литературы 1 |
Lit1 |
|
Модуль 2 и т.д. |
|
Название модулей |
3. Итоговое задание |
ZadItog |
|
4. Итоговый тест по курсу |
TestItog |
|
5. Глоссарий |
Glos |
|
2. РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
2.1. Общие рекомендации к подготовке текстовых материалов, графики и видеоматериалов
Практика работы на персональных компьютерах показывает, что чтение текстовых материалов с экрана доставляет в какой-то мере неудобство пользователю и происходит медленнее, нежели при чтении не электронных материалов. В связи с этим написание текстов для использования в Интернет имеет свою специфику согласно [3, 4, 6]. Анализ литературы показывает, что можно систематизировать и сгруппировать следующие рекомендации:
1. К текстовым материалам:
- Краткость и четкость формулировок. Сводная информация по рассматриваемому вопросу должна размещаться в начале страницы. Наиболее важные сведения следует помещать в верхней части страницы, раздела, абзаца, основываясь на так называемом „принципе перевернутой пирамиды”;
- Структурированность. Следует придерживаться правила „один абзац – одна законченная мысль” и чаще использовать различные списки (нумерованный и маркированный) для организации структуры материала;
- Доступность: структура предложений должна быть максимально простой;
2. К графическим объектам:
- Единство стиля (цвет, форма и т.п.): стиль в рамках одного курса должен быть единым;
- Простота: Стиль должен быть интуитивно понятным, т.е. элементы оформления практически никогда не должны иметь дополнительных описаний по их назначению;
- Фото, а не клипарт: использование стандартных клипартов необходимо свести к минимуму. Хорошим вариантом является использование фотообразов, не забывая при этом о Законе „Об авторском праве и смежных правах”;
- Цвет: необходимо отказываться от черно-белых рисунков. При оформлении рисунков целесообразно обращать внимание на сочетаемость цветов. Для этого можно использовать различные утилиты разработки цветовых схем.
3. К видеоматериалам. На данный момент в большинстве случаев при создании курсов используются уже готовые видеоматериалы. Для этой цели можно порекомендовать следующее:
- расположение: видеоматериалы не должны находиться на главной странице курса и основных страницах теоретической части. Их необходимо располагать на дополнительных страницах, переход на которые осуществляется по желанию слушателя, например, с помощью ссылки. При этом при оформлении ссылки необходимо явно указывать размер страницы (в Мб), которая откроется, чтобы слушатель представлял, какие временные и денежные затраты даст ему открытие данной страницы.
2.2. Рекомендации к подготовке теоретической части
Разрабатываемая преподавателем теоретическая часть по дистанционному курсу, как правило, включает:
- лингвистическое описание содержательной части курса (вступительную часть, основные понятия, изложение курса, вопросы и т.п.);
- графо-аналитическое описание курса (рисунки, таблицы, блок-схемы, формулы и т.п.).
При этом весь теоретический материал должен состоять из модулей, а каждый модуль разбивается на темы. В конце модуля целесообразно располагать страницы с такими элементами деятельности, как: вопросы для самопроверки знаний, практическое задание, тест и т.п. Вопросы не должны выходить за рамки уже изученных теоретических материалов. Наилучший вариант, если ответ на вопрос содержится в теме.
Название модуля теоретической части: формулируется одной фразой, кратко (до 5 слов), уникально.
Оптимальный объем модуля теоретической части: до 5 тем.
Рекомендации по темам теоретической части.
1. Краткость и наглядность: текст необходимо излагать кратко и иллюстрировать наглядным материалом (схемы, таблицы и т.п.);
2. Размер: размер одной темы не должен превышать двух экранов размером 1280х1024 (стандартный жидкокристаллический монитор);
3. Обоснованность: каждый анимационный и/или интерактивный инструмент должен использоваться обоснованно. Не должно быть „мультимедиа ради мультимедиа”.
4. Акцентирование: рекомендуется использовать дополнительное оформление для примеров и замечаний.
5. Дополнительный материал: регулировать размер темы можно вынесением необязательного для изучения материала в дополнительный. При этом еще одна очень важная функция дополнительного материала: выстраивание индивидуальной образовательной траектории – слушатель сам выбирает глубину погружения в тему. Дополнительный материал целесообразно преподносить слушателю в виде гиперссылок на собственные базы данных или на используемые Интернет-ресурсы.
3. РАЗРАБОТКА ТЕСТА
3.1. Общая характеристика использования тестовых технологий
Для курсов повышения квалификации преподавателям следует использовать тестовые технологии в двух аспектах согласно [5], а именно:
- как элемент контроля знаний слушателя;
- как элемент обучения слушателя.
Тест как элемент контроля. Тест обученности – это совокупность заданий, которые ориентированы на определение уровня усвоения материала в процессе обучения.
Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются:
Действенность теста: неотъемлемым условием действенности теста является четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован.
Надежность теста: тест, нацеленный на проверку усвоения конкретной темы, всегда будет более надежным, чем тест, направленный на проверку всего раздела (курса), охватывающий значительное количество материала.
Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения, которая в свою очередь определяется соотношением правильных и неправильных ответов на тестовые вопросы. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же, наоборот, неправильно, резко снижает надежность теста в целом.
При составлении тестов необходимо руководствоваться следующими правилами:
- однозначность заданий: тестовые задания не должны допускать произвольного толкования;
- однозначность ответов: должна быть исключена возможность формулирования многозначных ответов;
- соответствие изученному материалу: нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована слушателями;
- подбор неправильных ответов: должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
После того как тест составлен, должна проводиться апробация. Процесс совершенствования теста не должен заканчиваться апробацией. Необходимо постоянно отслеживать качество тестовых заданий. При этом особое внимание следует обращать на вновь добавленные задания.
Тест как элемент обучения. Самым ярким примером теста обученности может быть любой тест с одной попыткой, после прохождения которого слушатель получает итоговую оценку. Если же кроме балла отобразить слушателю все варианты ответов, разграничив цветом правильные и неправильные, то у него появится возможность обдумать, где он ошибся, почему ошибся, почему именно этот ответ правильный. Он думает и анализирует – он обучается.
Можно использовать и другой способ настройки теста с целью дать слушателям возможность обдумать и проанализировать ход выполнения теста, исправить ошибку. Для этого можно не показывать правильность/неправильность всех вариантов ответа, а отобразить только ответ слушателя и баллы за него. При этом дать возможность пройти тест несколько раз, перемешивая как сами вопросы, так и варианты ответов.
Следовательно, обучающий тест – это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения материала, и которые дают возможность слушателю проанализировать результат и исправить свои ошибки.
ИСДО „Moodle” предоставляет широкий спектр возможностей для построения тестов различного рода:
- настраиваемое количество попыток прохождения теста;
- настраиваемые временные задержки между попытками;
- оценка, первая/последняя попытка;
- перемешивание как самих вопросов в тесте, так и вариантов ответов;
- обучающий режим: слушатель сможет ответить на вопрос несколько раз в рамках одной попытки.
- возможно начисление штрафных баллов за каждый неправильный ответ;
- настраиваемый режим просмотра результатов: что и когда сможет увидеть слушатель и т.п.
В среде ИСДО „Moodle” можно создавать тесты с набором различных типов заданий, а именно:
Задание на множественный выбор: слушатель выбирает ответ из предложенных вариантов. Возможен выбор как одного из нескольких, так и нескольких из предложенного набора ответов.
Задание на соответствие: слушателю необходимо выбрать соответствие между двумя списками.
Задание на вычисление: позволяет предоставить слушателю различные варианты исходных данных для выполнения вычислений. При этом в системе используется встроенный шаблон выполнения расчетов по заранее определенной формуле.
Задание написать эссе: слушателю необходимо в качестве ответа написать короткое эссе. Этот тип вопроса оценивается преподавателем вручную.
Задание на короткий ответ: слушатель должен ввести в качестве ответа слово или фразу.
Задание на числовой ответ: в качестве ответа слушатель должен ввести число.
Задание на вложенные ответы: предлагается абзац текста, содержащий различные поля (на множественный выбор, короткий или числовой ответ), которые слушателю необходимо заполнить.
Задание на альтернативный вопрос „Верно или неверно”: аналогичен вопросу на множественный выбор, если слушателю предоставить выбор из двух вариантов „Верно” и „Неверно”
Задание „Случайный вопрос на соответствие”: имеет сходство с заданием на соответствие. При разработке задания преподаватель использует из отдельной категории определенное количество заранее разработанных заданий типа „Короткий ответ”. В качестве левой колонки используются сформулированные вопросы, а в качестве ответа – поле со списком выбора правильного ответа используемых вопросов типа „Короткий ответ”. Вопросы на соответствие должны быть построены по схожей тематике. В противном случае слушателю слишком легко будет подобрать соответствие.
При разработке теста обязательно указывается общее количество для него баллов с распределением их на отдельные задания.
3.2. Разработка задания на множественный выбор
При формировании преподавателем задания на множественный выбор, разрабатываемый вопрос может быть представлен в виде одного из двух приведенных ниже вариантов:
1) выбор одного правильного ответа;
2) выбор нескольких правильных ответов.
Пример разработанного преподавателем задания на выбор одного правильного ответа приведен ниже:
Краткое название задания: Политика в сфере туризма
Содержание задания:
Реализация государственной политики в сфере туризма осуществляется непосредственно: a. Президентом Украины b. Верховным Советом Украины c. Государственной службой туризма и курортов Правильный ответ: с) |
Данное задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис. 3.1.
Как видно из рис. 3.1 система „Moodle” автоматически устанавливает случайный порядок вопросов для слушателя.
Следует отметить, что при установке данного задания в ИСДО „Moodle” предполагается, что вес правильного ответа составляет 100%, а неправильных ответов – 0%.
Пример разработанного задания преподавателем на выбор нескольких правильных ответов из представленного слушателю списка приведен ниже:
Краткое название задания: Хозяйственная деятельность
Содержание задания:
Для хозяйственной деятельности характерным есть:
a. достижение экономических и социальных результатов b. удовлетворение собственных потребностей c. хозяйственное использование имущества d. разработка турпродукта стоимостного характера Правильные ответы: a), c), d). |
Здесь преподавателю целесообразно установить каждому правильному ответу соответствующий вес. Например, ответ a) – 30%, ответ c) – 30%, ответ d) – 40%. Если неправильному ответу присвоить вес – 0%, тогда слушатель в любом случае будет получать положительный результат. Чтобы этого не было, необходимо неправильным ответам присвоить вес равный -100%.
Тогда окончательно подготовленный преподавателем пример задания на выбор нескольких правильных ответов из представленного слушателю списка будет иметь следующий вид:
Для хозяйственной деятельности характерным есть: a. достижение экономических и социальных результатов b. удовлетворение собственных потребностей c. хозяйственное использование имущества d. разработка турпродукта стоимостного характера Правильные ответы: a), c), d). |
30%
-100% 30%
40% |
Данное задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис. 3.2.
Как видно из рис. 3.2 система „Moodle” автоматически устанавливает случайный порядок вопросов для слушателя.
3.3. Разработка задания на соответствие
Задание на соответствие состоит из открытого списка (перечня) вопросов. При каждой позиции списка фигурирует закрытый список ответов, при открытии которого слушателю необходимо выбрать для выбранной позиции списка правильный ответ.
Закрытый список имеет следующий вид:
Для разработки задания на соответствие преподавателю необходимо построить таблицу в виде двух колонок и нескольких рядов, количество которых определяется количеством заданных вопросов. В первой колонке формируются ряды вопросов, а во второй колонке ряды правильных ответов.
Преподаватель может указать вариантов ответа больше, чем вопросов, что усложнит задачу для слушателя. Для этого необходимо поле вопроса оставить незаполненным, а указать только ответ.
Пример разработанного преподавателем задания на соответствие приведен ниже:
Краткое название задания: СМИ
Содержание задания:
3. Выберите подсистемы системы маркетинговой информации соответственно их функциональному назначению:
Вопросы (открытый список) |
Ответы (закрытый список) |
Анализирует финансовые показатели предприятия, объемы продаж, суммы расходов, движение наличности, дебиторскую и кредиторскую задолженность и тому подобное |
Подсистема внутренней маркетинговой информации |
Обеспечивает руководителей информацией относительно потребителей, конкурентов, услуг, каналов сбыта, рекламы и тому подобное |
Подсистема внешней маркетинговой информации |
Обеспечивает отбор, сбор, накопление, обработку и анализ информации, формирования отчетов о полученных результатах |
Подсистема маркетинговых исследований |
Система „Moodle” каждый раз при открытии теста автоматически перемешивает ответы по данным вопросам в предоставленных слушателю закрытых списках.
Завершив ответы на вопросы, слушатель получает равную долю правильности за каждое верное соответствие. То есть, если он правильно поставил в соответствие 3 вопроса из 4, то получит 75% от максимальной оценки.
Данное задание, установленное в ИСДО „Moodle”, будет иметь вид, представленный на рис. 3.3.
3.4. Разработка задания на вычисление
Если преподаватель в процессе тестирования планирует слушателю решение задачи, то в этом случае необходима разработка задания на вычисление.
Данное задание основано на предоставлении слушателю определенного количества исходных данных для того, чтобы он выполнил расчеты по известной ему формуле. Числовые значения исходных данных варьируются системой „Moodle”. При этом данная формула закладывается в систему, по которой осуществляется автоматический контроль правильности ответа слушателя.
Ключевыми понятиями задания на вычисление являются шаблоны. Шаблоном является английское слово или набор букв, заключенных в фигурные скобки. Например, {a}, {b} и т.п. Шаблоны используются в формулировке задания и конструировании формулы.
В процессе создания вопроса шаблонам ставятся в соответствие исходные данные, т.е. набор данных. Шаблон с набором данных может быть общим или частным.
Общие шаблоны могут использоваться в любых вопросах категории. Частные – только в одном вопросе.
При отображении задания слушателю на месте шаблонов будет подставлен вариант набора данных.
Для разработки задания на вычисление необходимо:
- сформулировать краткое название задачи, с помощью которого преподаватель сможет легко его идентифицировать в списке остальных заданий;
- сформулировать условие задачи и заполнить его шаблонами, которые используются для ее решения. Примечание: при отображении на экране задания вместо шаблонов будет автоматически подставлен вариант набора данных;
- дать рисунок (если требуется);
- дать оценку для задания (баллов);
- установить штраф. Штраф используется в тестах, работающих в обучающем режиме. В этом режиме слушателю будет позволено несколько раз отвечать на вопрос в рамках одной попытки. При каждом неправильном ответе из его результирующих баллов за этот вопрос будет вычитаться доля максимальной оценки, указанная в поле „Штраф”. Соответственно, поле „Штраф” может иметь значения от 0 до 1;
- отобразить слушателю (если требуется) комментарий ко всему заданию после того, как он его выполнит;
- представить формулу правильного ответа. При написании формулы можно использовать различные операторы и функции. Например, операторы: + (сложения), – (вычитания), * (умножения), / (деления) и т.п.;
- указать диапазон и количество вариантов набора данных;
- указать, с какой точностью должен отображаться правильный ответ: сколько знаков или сколько значащих цифр;
- указать единицу измерения.
Пример разработанного преподавателем задания на вычисление выглядит следующим образом:
1. Краткое название задания: Рентабельность.
2. Условие задания: Какая будет рентабельность турфирмы, если объем ее туристических услуг составляет {x} грн, а расходы - {y} грн ?
3. Рисунок: отсутствует.
4. Комментарий ко всему заданию: отсутствует.
5. Формула правильного ответа = ({x}-{y})/{y}*100.
6. Диапазон набора данных: {x} 15000 - 35000; {y} 10000 - 25000.
7. Количество вариантов набора данных: 10.
8. Точность отображения правильного ответа: 2 знака после запятой.
9. Единица измерения: %.
10. Оценка для задания: 5 баллов.
Данное задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис. 3.4.
3.5. Разработка задания написать эссе
При разработке данного задания преподаватель разрабатывает теоретический или практический вопрос, на который слушатель в соответствующем окне пишет короткое эссе, то есть короткий ответ. Получив на задание ответ, преподаватель оценивает его вручную, устанавливает определенное количество баллов.
Пример разработанного преподавателем задания на эссе выглядит следующим образом:
1. Краткое название задания: Стратегия предприятия.
2. Вопрос: На основе какой теории определяется главная задача в маркетинговой деятельности, то есть формируется (планируется) собственная стратегия туристического предприятия?
3. Рисунок: отсутствует.
4. Оценка для задания: 5 баллов.
Данное задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис. 3.5.
3.6. Разработка задания на короткий ответ
Задание на короткий ответ похоже на задание на множественный выбор. В данном случае преподаватель разрабатывает вопрос и один или несколько правильных и неправильных ответов на него. Для слушателя ответом в задании является слово или коротка фраза, которую он набирает на клавиатуре. Текст ответа может быть чувствительным или нечувствительным к регистру (т.е. прописные и строчные буквы в ответе могут различаться или нет).
Пример разработанного преподавателем задания на короткий ответ приведен ниже:
1. Краткое название задания: Родина туризма
2. Содержание вопроса: Какая европейская страна считается родиной туризма?
Для демонстрации содержания вопроса можно представить рисунок.
3. Содержание вариантов ответов:
Англия Германия Швейцария Франция Великобритания |
100% - - - 80% |
Для правильных ответов преподаватель устанавливает вес 100%. Для частично правильных ответов устанавливается вес меньше 100%. Например, 80%. Для неправильных ответов вес будет равен – пусто.
4.Чувствительность ответа к регистру: Нет. Регистр не важен.
5. Оценка для задания: 1 балл.
Данное задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис. 3.6.
3.7. Разработка задания на числовой ответ
Задание на числовой ответ похоже на задание на короткий ответ. В данном случае преподаватель разрабатывает вопрос и один или несколько правильных и неправильных ответов на него. Для слушателя ответом в задании является число, которое он набирает на клавиатуре. При этом допускается определенная погрешность при ответе, т.е. в качестве ответа принимается диапазон значений.
Пример разработанного преподавателем задания на числовой ответ приведен ниже:
1. Краткое название задания: Христофор Колумб
2. Содержание вопроса: В каком году Христофор Колумб осуществил свое первое путешествие к берегам Америки?
3. Рисунок: отсутствует
4. Содержание вариантов ответов:
Число |
Допустимая ошибка |
Оценка |
1468 1492 1497 1503 |
- ±1 - - |
- 100% - - |
Для правильных ответов преподаватель устанавливает вес 100%. Для частично правильных ответов устанавливается вес меньше 100%. Например, 40%. Для неправильных ответов вес будет равен – пусто.
1. Оценка для задания: 5 баллов.
Данное задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис. 3.7.
3.8. Разработка задания на вложенные ответы
При разработке задания на вложенные ответы преподаватель формирует абзац текста, в котором непосредственно будут встроены вопросы. Вопросы могут быть построены в виде множественного выбора, короткого ответа, а также ответа в виде числового ответа. При подготовке задания необходимо:
- дать короткое название вопроса;
- раскрыть содержание вопроса;
- показать рисунок (при необходимости);
- установить оценку для вопроса (баллов);
- установить штраф в диапазоне от 0 до 1;
- дать (при необходимости) общий комментарий.
Пример №1 разработанного преподавателем задания на вложенные ответы типа „множественный выбор” приведен ниже:
1. Краткое название задания: ИСДО
2. Содержание задания: В настоящее время одной из самых популярных информационных систем дистанционного обучения (ИСДО) можно назвать Ответы на вопрос 1, основным разработчиком которой является Ответы на вопрос 2 из Ответы на вопрос 3 .
3. Вложенные ответы на вопросы:
Вопросы |
Ответы |
Оценка |
Комментарий к ответу |
Вопрос 1 |
Прометей |
0 |
- |
|
WebCT |
70% |
- |
|
Moodle |
100% |
Совершенно верно |
Вопрос 2 |
Институт виртуальных технологий |
0 |
- |
|
Мюрей Гольдберг |
70% |
- |
|
Martin Dougiamas |
100% |
- |
Вопрос 3 |
России |
0 |
- |
|
Канады |
70% |
- |
|
Австралии |
100% |
- |
4. Рисунок: отсутствует;
5. Оценка для задания: 6 баллов;
6. Штраф: 0,1;
7. Общий комментарий: отсутствует.
Разработанное задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис. 3.8.
В данном случае содержание описания задания в системе будет иметь следующий вид:
В настоящее время одной из самых популярных информационных систем дистанционного обучения можно назвать {2:MULTICHOICE:Прометей~%70%WebCT ~=Moodle#Совершенно верно}, основным разработчиком которой является {2:MULTICHOICE: Институт виртуальных технологий~%70%Мюрей Гольдберг~=Martin Dougiamas} из {2:MULTICHOICE:России~%70%Канады~=Австралии} |
При выполнении данного задания слушатель открывает курсором определенные поля со списком и выбирает правильные ответы. При выборе в трех списках правильных ответов слушатель получает максимальную оценку (6 баллов).
Если слушатель не выбирает в полной мере правильные ответы, тогда он получает частично правильный ответ.
Пример №2 согласно [7] разработанного преподавателем задания на вложенные ответы типа „множественный выбор” для изучения английского языка специалистами сферы туризма приведен ниже:
8. Краткое название задания: Изучаем английский
Содержание задания: Необходимо вставить технические термины в представленные ниже предложения.
What are the missing technical terms in these sentences?
1. Ответы на вопрос 1 are tours organized by tour operators, resort managers, and so on, where journalists or people in the travel trade can get to know the facilities and services offered, and thus help to sell or promote it.
2. A key skill in events management is Ответы на вопрос 2 in other words solving problems as they come up.
3. A Ответы на вопрос 3 is a company which, as the name suggests, organizes every aspect of the event from the destination itself.
4. They usually involve Ответы на вопрос 4 . By that I mean that you’ll do a work placement with an events company or a venue, such as a sports stadium.
9. Вложенные ответы на вопросы:
Вопросы |
Ответы |
Оценка |
Вопрос 1 |
destination management company |
0 |
|
fam trips |
100% |
|
fire-fighting |
0 |
|
work experience |
0 |
Вопрос 2 |
destination management company |
0 |
|
fam trips |
0 |
|
fire-fighting |
0 |
|
work experience |
100% |
Вопрос 3 |
destination management company |
100% |
|
fam trips |
0 |
|
fire-fighting |
0 |
|
work experience |
0 |
Вопрос 4 |
destination management company |
0 |
|
fam trips |
0 |
|
fire-fighting |
100% |
|
work experience |
0 |
10. Рисунок: отсутствует;
11. Оценка для задания: 8 баллов;
12. Штраф: 0,1;
13. Общий комментарий: отсутствует.
Разработанное задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь вид, представленный на рис. 3.9.
В данном случае содержание описания задания в системе будет иметь следующий вид:
What are the missing technical terms in these sentences? 1. {2:MULTICHOICE: destination management company~fire-fighting~work experience~=fam trips} are tours organized by tour operators, resort managers, and so on, where journalists or people in the travel trade can get to know the facilities and services offered, and thus help to sell or promote it. 2. A key skill in events management is {2:MULTICHOICE:destination management company~fire-fighting~=work experience~fam trips} in other words solving problems as they come up. 3. A {2:MULTICHOICE:=destination management company~fire-fighting ~work experience~fam trips} is a company which, as the name suggests, organizes every aspect of the event from the destination itself. 4. They usually involve {2:MULTICHOICE:destination management company~= fire-fighting~work experience~fam trips}. By that I mean that you’ll do a work placement with an events company or a venue, such as a sports stadium. |
Следует отметить, что задание может быть построено в виде короткого и числового ответа. При построении задания в виде короткого ответа описание задания в системе будет иметь ключевое слово SHORTANSWER, а при числовом ответе – NUMERICAL.
Вариант содержания приведенного выше описания задания типа „короткий ответ” в системе будет иметь следующий вид:
В настоящее время одной из самых популярных информационных систем дистанционного обучения можно назвать {2:SHORTANSWER:=Moodle~WebCT~Прометей} из {2:SHORTANSWER:=Австралии~Канады~России} |
При описании задания на вложенные ответы типа „короткий ответ” преподаватель также указывает чувствительность ответа к регистру. В данном примере: Нет. Регистр не важен.
Представленное выше задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь следующий вид (рис. 3.10).
Описание задания на вложенные ответы типа „числовой ответ” преподаватель разрабатывает аналогичным образом. Однако здесь, следует задать погрешность числового ответа. Например, ответ – 35.5, погрешность – 0.1. Фрагмент данного описания задания (при оценке 2 балла) будет иметь в системе следующий вид: {2:NUMERICAL:=35.5:0.1}.
3.9. Разработка задания на альтернативный вопрос „Верно или неверно”
При разработке задания на альтернативный вопрос „Верно или неверно” преподаватель формирует предложение, с содержанием которого слушатель может согласиться (указать „верно”) или не согласиться (указать „неверно”).
Пример разработанного преподавателем задания на альтернативный вопрос „Верно или неверно” приведен ниже:
1. Краткое название задания: Рынок и спрос;
2. Содержание вопроса: Исследование рынка и спроса - это изучение потребителей и конкурентной среды.
3. Комментарии к правильному ответу: правильно, к неправильному ответу: ошибаетесь.
Представленное выше задание при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь следующий вид (рис. 3.11).
3.10. Разработка задания „Случайный вопрос на соответствие”
Задание „Случайный вопрос на соответствие” система „Moodle” строит аналогично заданию на соответствие в виде меню. При этом система автоматически выбирает из одной определенной категории уже существующие задания на короткие ответы.
Следует отметить, что определенная категория должна содержать минимум три задания типа „короткий ответ” по одной тематике. Если будет разная тематика заданий, тогда студент очень легко найдет соответствие.
Кроме того, есть особенности реализации данного задания, а именно:
1. Задание „Случайный вопрос на соответствие” размещается в отдельную категорию, где также присутствуют используемые задания типа „короткий ответ”;
2. При формировании комплексного теста по курсу использование задания „Случайный вопрос на соответствие” должно осуществляться из определенной категории (но только не из категории по умолчанию). При этом в данный тест не должны входить задействованные задания типа „короткий ответ”. В противном случае задание „Случайный вопрос на соответствие” не будет работать.
Пример разработанного преподавателем задания „Случайный вопрос на соответствие” приведен ниже:
1. Краткое название задания: Туризм Случайный вопрос на соответствие
2. Содержание вопроса: Для каждого из следующих вопросов выберите соответствующий ответ из меню
3. Чувствительность ответа к регистру: Нет. Регистр не важен.
4. Оценка для задания: 6 баллов
5. Содержание вариантов ответов: используется 6 вариантов заданий типа „короткий ответ”.
- 1 вариант: смотри п. 3.6 данных методических рекомендаций;
- 2 вариант:
§ Краткое название задания: День туризма
§ Содержание вопроса: В каком году было установлено в Украине всемирный День туризма?
§ Содержание вариантов ответов:
1993 1995 1998 |
- - 100% |
§ Оценка для задания: 1 балл.
- 3 вариант:
§ Краткое название задания: Программа развития туризма
§ Содержание вопроса: В каком году Кабинетом Министров Украины была утверждена Государственная программа развития туризма на 2002-2010 годы?
§ Содержание вариантов ответов:
2000 2001 2002 |
- - 100% |
§ Оценка для задания: 1 балл
- 4 вариант:
§ Краткое название задания: Эйфелева башня
§ Содержание вопроса: В каком году была построена Эйфелева башня (Париж)?
§ Содержание вариантов ответов:
1889 1989 1689 |
100% - - |
§ Оценка для задания: 1 балл
- 5 вариант:
§ Краткое название задания: Столица часов
§ Содержание вопроса: Какую страну называют „Столицей часов"?
§ Содержание вариантов ответов:
Швеция Швейцария Франция |
- 100% - |
§ Чувствительность ответа к регистру: Нет. Регистр не важен.
§ Оценка для задания: 1 балл
- 6 вариант:
§ Краткое название задания: Страна тысячи озер
§ Содержание вопроса: Какую страну называют „страной тысячи озер"?
§ Содержание вариантов ответов:
Финляндия Норвегия Швейцария |
100% - - |
§ Чувствительность ответа к регистру: Нет. Регистр не важен.
§ Оценка для задания: 1 балл
Представленное выше задание „Случайный вопрос на соответствие” при установке в ИСДО „Moodle” будет иметь следующий вид (рис. 3.12).
При выполнении данного задания слушатель открывает курсором определенные поля со списком и выбирает правильные ответы.
4. РАЗРАБОТКА ИТОГОВОГО ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ
4.1. Общие рекомендации к подготовке итогового задания
Итоговое задание по курсу может включать выпускные и контрольные работы, рефераты, задания и др.
В ИСДО „Moodle” итоговое задание является достаточно простым в использовании, но одновременно очень мощным педагогическим инструментом.
Итоговое задание позволяет преподавателю перед слушателем ставить такую задачу, которая требует от слушателей подготовить ответ только в электронном виде (в среде любого приложения) и загрузить его на Web-сервер.
Порядок работы с итоговым заданием следующий:
- преподаватель формирует итоговое задание, а слушатели выполняют его;
- преподаватель оценивает итоговое задание и, при необходимости, дает к нему комментарий (отзыв).
Разработанное преподавателем итоговое задание должно включать:
- методические указания выполнения итогового задания (выпускной или контрольной работы, реферата, задания и т.п.);
- тематику (условия выполнения) итогового задания.
Итоговое задание должно быть подготовлено преподавателем в виде файла в среде текстового процессора Word через междустрочный интервал равный 1,5. Избранный шрифт: Times New Roman, 14.
Преподаватель должен обязательно указать для итогового задания следующие параметры:
- максимальную оценку итогового задания;
- дату и время начала (окончания) сдачи итогового задания (при необходимости);
- запретить или разрешить отправку ответа после истечения срока выполнения итогового задания;
- количество попыток выполнения итогового задания. При установлении нескольких попыток слушателям будет разрешено высылать исправленные ответы после того, как они были оценены (для повторной оценки). Это может быть полезно в тех случаях, когда преподаватель хочет мотивировать слушателей на подготовку еще более качественных ответов. Этот параметр не используется для заданий с ответом вне сайта и с ответом в виде нескольких файлов.
- отправлять уведомления преподавателям. Если этот параметр выбран, то преподаватели будут получать по электронной почте уведомления о каждом новом ответе слушателя или его обновлении. Уведомления получат только те преподаватели, которые оценивают данное задание;
- режим отправления итогового задания слушателем.
В ИСДО „Moodle” существует четыре режима отправления итогового задания слушателем:
1) в виде одного файла в асинхронном режиме (когда захочет);
2) в виде нескольких файлов в асинхронном режиме (когда захочет);
3) в виде текста;
4) вне сайта (системы).
4.2. Задание с ответом в виде файла
Задание с ответом в виде файла имеет следующие возможности:
- текст задания может быть в виде любого гипертекста с мультимедиа элементами, ссылками на файлы, архивы и т.п.;
- ответ от слушателя принимается в виде файла;
- оценивание может производиться как по числовой, так и по произвольной шкале;
- настраиваемые сроки выполнения задания;
- включение/отключение запрета на отправку ответа после истечения срока выполнения;
- несколько попыток ответа: позволяет выстроить итеративное выполнение задания. Слушатель отвечает, а преподаватель оценивает. У слушателя есть возможность исправить ответ, затем преподаватель повторно оценивает его и т.д.
4.3. Задание с ответом в виде нескольких файлов
Задание с ответом в виде нескольких файлов имеет следующие возможности:
- текст задания может быть в виде любого гипертекста с мультимедиа элементами, ссылками на файлы, архивы и т.п.;
- ответ от слушателя принимается в виде набора файлов и гипертекстового
- комментария;
- оценивание может производиться как по числовой, так и по произвольной шкале;
- настраиваемые сроки выполнения задания;
- включение/отключение запрета на отправку ответа после истечения срока выполнения;
- итеративный режим работы с заданием с дополнительными возможностями:
- слушатель работает над итоговым заданием (прикрепляет или удаляет файлы, правит комментарий), а преподаватель может отслеживать процесс, оставлять свой отзыв (не выставляя оценки). Как только слушатель заканчивает работу над заданием, он отправляет его на проверку, после чего уже не может вносить изменения в свой ответ. Преподаватель может поставить окончательную оценку или вернуть ответ слушателя на доработку.
4.4. Задание с ответом в виде текста
Задание с ответом в виде текста дает возможность слушателю отправить текстовый ответ. Слушатель может редактировать текст ответа, используя обычные средства редактирования (как в форуме или отправке сообщения).
Специфический параметр - включить в отзыв преподавателя текст ответа слушателя. При выборе этого параметра копия ответа студента будет вставлена в поле отзыва при оценивании ответа преподавателем.
Задание с ответом в виде текста имеет следующие возможности:
- текст задания может быть в виде любого гипертекста с мультимедиа элементами, ссылками на файлы, архивы и т.п.;
- ответ от слушателя принимается в виде текста;
- оценивание может производиться как по числовой, так и по произвольной шкале;
- настраиваемые сроки выполнения задания;
- включение/отключение запрета на отправку ответа после истечения срока выполнения;
- несколько попыток ответа: позволяет выстроить итеративное выполнение задания. Слушатель отвечает, преподаватель оценивает.
4.5. Задание с ответом вне сайта
Задание с ответом вне сайта предполагает только формулировку задания и возможность оценивания вне ИСДО „Moodle”. Выполнение задания слушателем и взаимодействие его с преподавателем может осуществляться в любом режиме. Например, с использованием видеоконференций или чатов, по почте или при очной встрече с преподавателем.
Студенты могут прочесть описание задания, но в ответ не могут прислать ни текст, ни файл. Преподаватель же, как и при других типах заданий, может написать свой отзыв и поставить оценку. Этот тип задания может использоваться для оценивания некоторых субъективных факторов, например активности студентов, оригинальности их решений и т.п.
5. РАЗРАБОТКА ГЛОССАРИЯ
Глоссарий - это словарь терминов и понятий, который используется в дистанционном курсе. Глоссарий функционально (в ИСДО „Moodle”) предлагает для слушателей и преподавателей следующие основные возможности [2]:
- термины в словаре группируются по категориям;
- слушатель может добавлять комментарий к записи словаря;
- комментарии могут быть оценены преподавателем;
- словари содержат модуль поиска.
Преподаватель может организовать работу слушателей по заполнению глоссария дистанционного курса. Кроме того, преподаватель может самостоятельно создать словарь терминов, который будет доступен для слушателей.
Разработанный преподавателем глоссарий должен быть подготовлен в виде файла в среде текстового процессора Word через междустрочный интервал равный 1,5. Избранный шрифт: Times New Roman, 14. Затем на основе данной информации создается глоссарий в среде ИСДО „Moodle”.
Для создания глоссария необходимо выбрать Глоссарий в списке Добавить элементы курса. На открывшейся странице устанавливаются Параметры настройки глоссария:
1. Записей на страницу: Число отображает количество записей словаря, отображаемое на одной странице.
2. Типы глоссариев:
- глобальный (задается администратором системы). Глобальные глоссарии могут быть частью любого курса или главной страницы сайта. Глобальным может быть назначен только главный глоссарий любого курса. При этом преподаватель курса, где расположен глоссарий, может вносить в него записи;
- главный (определяется преподавателем курса). Добавлять записи в главный глоссарий могут только преподаватели курса. В курсе может быть только один главный глоссарий. Обычно главный глоссарий располагается в нулевом разделе курса;
- вторичный (добавлять записи разрешено преподавателям и студентам). Вторичных глоссариев может быть несколько, и они могут быть добавлены в любые разделы курса. Система позволяет экспортировать записи из вторичных глоссариев в главный глоссарий курса;
3. Доступные форматы глоссария (Эти настройки определяют, каким образом будут отображаться записи глоссария):
- простой словарь: Выглядит как традиционный словарь с отдельными записями. Авторы записей не показываются, а вложения отображаются в виде ссылок;
- непрерывный, без автора: Записи отображаются одна после другой, без каких-либо разделений, но со значками редактирования.
- полный, с автором: Формат, подобный форуму с отображением автора. Вложения показываются в виде ссылок.
- полный, без автора: Формат, подобный форуму без отображения автора. Вложения показываются в виде ссылок.
- энциклопедия: Подобен формату "Полный, с автором", но вложения показываются сразу.
4. Автоматические ссылки на глоссарий: Включение этой опции позволяет связывать гиперссылками слова и фразы, присутствующие в этом же курсе (форум, внутренние ресурсы и т.д.), с совпадающими записями глоссария.
5. Варианты просмотра: Можно настроить способ, которым слушатель будет просматривать глоссарий. Просмотр и поиск доступны всегда, однако можно определить три варианта:
- показывать специальные символы: - включение или выключение просмотра записей со специальными символами, такими как @, # и т.п.;
- показывать алфавит: включение или выключение просмотра записей по буквам алфавита;
- показывать ссылку "ВСЕ": включение или выключение просмотра всех записей сразу.
6. Дублирование статей: Эта опция позволяет размещать в глоссарии несколько статей для одного термина (например, определения, данные несколькими слушателями).
7. По умолчанию записи одобрены: Эта настройка позволяет преподавателю определить, что будет происходить с новыми записями, добавленными слушателями. Они могут быть автоматически сделаны доступными всем.
8. Разрешить комментарии к записям: Преподаватель может позволить слушателям добавлять комментарии к записям глоссария.
9. Редактировать можно всегда: Эта опция позволяет разрешить слушателям всегда редактировать их записи.
10. Версия для печати: Записи глоссария могут быть представлены в компактном виде версии для печати. Эта настройка дает возможность разрешить студентам пользоваться версией для печати.
11. Оценивание записей глоссария: Преподаватель может разрешить оценивание записей глоссария (преподавателями или слушателями).
6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЖИМА „ФОРУМ”
Форум в ИСДО „Moodle” является очень гибким элементом дистанционного курса. На его основе можно реализовать различные формы взаимодействия. Рассмотрим несколько сценариев использования этого элемента согласно [1].
Новостной форум. Создается автоматически для любого нового дистанционного курса. Название этого форума всегда можно изменить на что-нибудь более подходящее, например, „Объявления”. В новостном форуме есть возможность создания преподавателем любых тем. Изначально все участники курса подписаны на этот форум.
Форум преподавателей. В каждом курсе можно открыть форум, доступ в который будут иметь только преподаватели. Для этого достаточно создать форум, который будет невидим для слушателей. Такой форум позволит преподавателям, работающим в рамках одного курса, обсуждать текущие вопросы, возникающие в процессе обучения.
Общий форум. Такой форум предназначен для обсуждения вопросов слушателей, организационных моментов и т.п. В общем форуме слушателям разрешается создавать темы. На этот форум рекомендуется либо просто разрешить подписку, чтобы участники сами выбирали, надо ли им получать рассылки из этого форума, либо подписать всех в первый раз. В этом случае рассылки будут получать все участники, но они смогут аннулировать свою подписку.
Мозговой штурм. Работа с таким форумом может состоять из двух этапов. В описании форума ставится задача и предлагаются инструкции по работе. На первом этапе слушатели должны просто генерировать идеи, связанные с решением конкретной задачи. Далее преподаватель удаляет повторяющиеся идеи и с помощью функции разделения распределяет каждую идею в новую тему. На втором этапе ведется обсуждение предложенных идей и выбор наиболее оптимальных решений.
Открытое выполнение заданий. Основой для подобного типа заданий является форум типа „Вопрос-Ответ”. От слушателя требуется сформулировать задание на определенную тему. После того как он сформулирует свое задание, он сможет увидеть задания других слушателей, которые должны выполнить.
Дебаты. Преподаватель формулирует ряд проблемных вопросов-тем, не имеющих однозначного решения, а также знакомит участников с правилами ведения дискуссии и критериями оценивания результатов. Слушатели разбиваются на группы по два человека и выступают в качестве оппонентов. Задача каждого слушателя – обосновать свою точку зрения в рамках поставленной проблемы. По завершении дебатов преподаватель оценивает деятельность каждого слушателя по заранее приведенным критериям. Для этого удобно использовать задание типа „Ответ вне сайта”.
7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЖИМА „ЧАТ”
Режим „Чат” дает возможность участникам дистанционного курса проводить совместные обсуждения в реальном времени через Интернет. Данный режим можно использовать для проведения онлайновых консультаций слушателей с преподавателями.
В отличие от форума, где каждый участник может посылать и читать сообщение в удобное для себя время, все участники чата собираются за своими компьютерами одновременно, поэтому время ответа на каждое сообщение измеряется не часами и не днями (как в форуме), а секундами.
О проведении чата слушатели оповещаются преподавателем заранее. Режим „Чат” содержит несколько возможностей для управления и просмотра обсуждений [2]:
1. Дата и время следующего чата.
2. Возможность настройки периодичности чата (ежедневно, раз в неделю).
3. Количество запоминаемых сессий.
4. Возможность просмотра слушателями прошедших сессий.
5. Для каждой группы студентов есть возможность создать отдельный чат.
В режиме „Чат” поддерживаются некоторые возможности для того, чтобы общение было более приятным: смайлики, ссылки (Интернет - адреса преобразовываются в ссылки автоматически) и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев А.В. и др. Практика электронного обучения с использованием Moodle. – Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008. – 146 с.
2. Анисимов А.Н. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. – Харьков, ХНАГХ, 2009. – 292 с.
3. Головач В.В. и др. Текст в интерфейсе” (http://www.usethics.ru /lib /vis.html).
4. Общие основы педагогики (http://www.psylist.net /pedagogika/).
5. Подласый И.П. Тестирование в учебном процессе: его история и возможности (http://www.elitarium.ru/2006/04/08/ testirovanie_v_ uchebnom_ processe_ego_istorija_i_vozmozhnosti.html).
6. Философия Moodle (http://docs.moodle.org/ru/Философия).
7. Walker Robin, Harding Keith. Oxford English for careers. Tourism. – Oxford University Press, 2009. – 144 p.